В данный момент я — жених всех девушек Мира, которые меня любят. (Casi tan popular como en España,1971)
23 апреля – пятница, наш первый день.
Трудно вспомнить все его подробности. Потому, что напряженное ожидание, потому что ничего, кроме этого переполняющего все существо твое волнения от предстоящего… Сегодня, в 8 часов… Станция метро «Нарвская»…
С утра готовимся? Наверное… хотя не очень помнится к чему. Закончились общественные хлопоты, совместные действия, и мы остались один на один – каждая со своими чувствами, ожиданиями, любовью. Нас ждет:
Нас ждет Первое Свидание!
День обычный. Температура воздуха низковата для второй половины апреля; весна в том году даже для нас была затяжной и прохладной. Впрочем, как и эта…
Кстати, любопытная информация для долгосрочных наблюдений метеорологов. В 2011, 40 лет спустя, повторяется такая же весна…
По версии Госконцерта 23 апреля, в пятницу, запланированы:
Экскурсия по Ленинграду, Крейсер "Аврора" Пискаревский мемориал
Если честно, ни фотографий, ни воспоминаний об этих мероприятиях не встречалось нигде и никогда, поэтому вернемся к личным воспоминаниям Рафаэля, о которых:
...В эти дни, в эти трудные часы в неизвестной стране, до и после великой авантюры его дебюта, певец записал свои впечатления: маленький дневник, написанный непосредственно в моменты и с мест событий… ("Россия и я", май 1971)
Он тоже взволнован предстоящей премьерой, не только потому, что премьера – это всегда волнение:
Я провожу этот день, репетируя – двенадцать часов – и очень нервничая. Я попытался выучить небольшой текст на русском, чтобы произнести его со сцены, но это так трудно, что мне придется взять бумажку и прочитать, как смогу. ("Россия и я") Это дьявольски трудный язык, по крайней мере для меня!
Но и потому, что накануне успел отметить некоторую специфичность советской публики:
Хотя есть уже и еще одно, более оптимистичное наблюдение:
В чем я убеждаюсь немедленно, так это в глубоком уважении, которое они испытывают к артисту. Все еще есть страны, где артистам не оказывают должного приема. Но, ни здесь, ни в Соединенных Штатах такого не случается. ("Россия и я")
И - вот, наконец, тот долгожданный пункт госконцертовского плана, в котором и нам отведена роль:
20-00 Премьера Концерт во Дворце им.Горького.
Мы в зале.
Все как всегда, вполне обыденно: потихоньку заполняется зал, публика растекается по местам – Господи! Как же долго!
Зал полон. Еще десять законных на театре минут, чтобы растолкать по стульям контрамарочников.
Зал набит битком – ну, когда же уже!!!
Наконец в зале гаснет свет – ВОТ СЕЙЧАС!!!. Нет. Начинается длинный, занудный и сам по себе, и по ситуации текст Марины Полевой. «В солнечной Андалусии, в простой трудовой семье… – 2 минуты 20 секунд!!! Господи, ну когда же?! Все "... итак сегодня вам отдает свое сердце испанский певец Рафаэль" – аплодисменты, - оркестр… Плохой ужасно – увертюра!!!! 2 – 25… Мы думали, что, может, привередничаем, однако:
Алилуйа! Опять проигрыш нескончаемый… ВОТ…. Крохотная фигурка стремительно появляется на сцене. Он?
Программок на первых трех концертах в ДК Горького не было, но все, что он пел – какое же это уже все родное и любимое. Программка создавалась по ходу концерта.
«Кура лапой», но ведь во тьме, да и нельзя было пропустить ни одного движения, ни одного мгновения на сцене.
Все? Все!!!! Как долго мы ждали – и все промчалось как один миг?! Но какой это был миг!
Овации, поклоны; поклоны – овации. «Бурные, долго не стихающие аплодисменты, переходящие в овацию. Все встают». Просто напрашивается такой, официозный стиль ремарки - куда тут денешься - эпоха есть эпоха – а происходящее по факту соответствовало этой газетной реплике на 100%. В отличие от того, что происходило обычно, когда в прессе встречались подобные тексты. То есть, внешне все так и было, но…
Я не ожидал такого Я не имел намерения, описывая эти впечатления, говорить о моем дебюте. Но не могу избежать этого. Это был сказочный успех. Правда, что я не ожидал подобного; это было нечто такое, чего я в жизни не забуду. Не стану ничего детализировать, мне было бы совестно, но, в любом случае, если бы я и попытался, то не смог бы описать эту ночь. ("Россия и я")
До завтра. Это только первый концерт, впереди еще 2 в этом зале и целых 6 в «Октябрьском» - Целых 8…
Целых 8… какая наивность… Как быстро они пролетают, эти мгновения счастья!
Посмотрим, что у нас, вернее, у Госконцерта, по плану на ближайшие дни: День 24 апреля суббота II - 00 Посещение Эрмитажа и осмотр Золотой Кладовой
Я был в Эрмитаже, это нечто грандиозное, здесь представлены картины всех эпох и стилей, царские сокровища, троны… Здесь также есть зал, посвященный испанской живописи, с работами Мурильо и даже одним Эль Греко. Что-то чудесное. ("Россия и я")
15-17 Обед Встречи (пресса) 20оо Концерт во Дворце им. Горького.
По результатам трудов вчерашних составлена программка концерта. Сейчас, спустя столько лет, смотришь на эти листочки с удивлением. Как много мы уже успели за неполный прошедший год. На слух, во тьме, пишем уже по-испански. Не безупречно; не все песни еще знакомы по названиям, пишем своими
словами; орфография не освоена, но…
Intro 1. Aleluya 2. Un buen amigo 1. A mi manera 2. Mi gran noche 3. Dicen que somos 4. Cierro mis ojos 5. No vuelvas 6. Maria me espera 7. Sera mejor 8. Ave Maria 9. Te voy a dar 10. Amo 11. Corazon, corazon 12. Jinetes en el cielo
2 parte 1. En Acapulco (Vo Leningrado) 2. El Jinete 3. Mi novia es zapatera 4. Dos peregrinitos 5. Acuarela 6. La Sandunga 7. Hablame de amor 8. Somos 9. Ella 10. Mi manzana 11. Ballada de la trompeta 12. La noche Yo soy aquel } popurri Estuve enamorado } Presentacion la orquesta 13.Desde aquel dia } popurri Hablemos del amor}
Они удивительно себя ведут. Одни заявляют мне о своей любви, другие - о своем восхищении. И я получил среди остальных одно письмо, в котором мне говорят, что они 6 месяцев изучали испанский язык только для того, чтобы понимать мои песни. Я тронут. ("Россия и я") Общение с Ним!!! Мы об этом еще и не мечтали. Это все будет позже, пока для нас и так каждый вечер - чудо! Он здесь - не на экране - живой, реальный, горячий!
День 25 апреля воскресенье 11-00 Осмотр Русского музея
Ну, такое, пожалуй, слишком даже и для нас, северян! Хотя запланированному походу в «Русский музей» погода не помешала
Правда, в статье «Raphael ...ovich, tras el «telón de acero» этот фоторепортаж Хуаны Биарнес,
личного фотографа Рафаэля, представлен, как поход в Эрмитаж, но - простим… из-за железного занавеса не все видно.
20 00 концерт
Последний в ДК Горького в этой, первой половине визита.
От концерта к концерту совершенствуется «демонический» русский язык. Любимые слова, кроме
обязательного «Э, спасибо»
- «Минуточку», «Э, спокойной ночи.»
И – настоящий подарок нам этой, холодной и ненастной весной замороженным - от жаркого Акапулько «Todo me habla de amor, El mar las estrllas y el sol Во Ленинградо.» И если сначала это было именно «во Ленинградо» то дальше, совершенствуя русский, и «во ЛенинградЕ», и даже «Я В ЛенинградЕ». И, когда сейчас слушаешь эту запись, то уже не сомневаешься в том, что не только мы – зрители - были счастливы этим нашим единением «Во Ленинграде»!
День 26 апреля понедельник
По плану это выходной день, он такой и есть. Почему-то импресарио, оговаривая условия контракта, особенно настаивал на обязательности такого дня.
The maximum of performances per week shall be 6, i.e. one day off. Максимум выступлений в неделю должно быть 6, один свободный день в неделю.
Странно. Видно в их «капиталистических джунглях» отдых для трудящихся не предусматривается. Не то что у нас, с нашими двумя обязательными…
Судя по выше упомянутому прогнозу, погода была не прогулочной, поэтому об обозначенной в плане:
11-00 Поездка в Разлив. Обед по пути в Зеленогорске, ресторан "Олень" Осмотр музея Репина никаких упоминаний и фотографий нигде не сохранилось. Возможно, и сама поездка не состоялась. Все-таки надо и совесть иметь – пропаганда не должна быть настолько назойливой. Рафаэль и так приехал нелегально.
Хотя… музей Репина… Хотя Ленин - это тоже, как и Эрмитаж, к примеру, наш, говоря современным языком, "Бренд"... Хотя Франсиско Гордильо, по словам переводчика Сергея Перлина:
Но и сетовал же Сергей по поводу того, что:
Так что, что было с Разливом? Кто знает? 27 апреля вторник Репетиция Творческая встреча с артистами эстрады. 20-00 Концерт. Октябрьский Зал
Первый концерт в самом новом, огромном, современном и престижном на тот момент, «Октябрьском» зале.
Тут уже появились настоящие программки
Это парадный, роскошный вариант, а ниже – простенькая, рабочая. Правда, в обеих ошибки; наши, рукописные, точнее.
Теперь можно еще сравнить и с заявленной при заключении контракта. Она тоже отличается.
Не заявлено, например, в ней «народного блока» - песен Лорки. Не пел он у нас, к сожалению, "Si…pero no", "No me amenaces".
А еще - эта дата сегодня стала для нас особенной.
Ровно через 40 лет после своего первого визита, с нами отмечает этот наш юбилей и сам Рафаэль – в Москве 27 апреля 2011 на сцене Большого Кремлевского дворца единственный концерт в рамках мирового турне с новой программой и юбилеем. Двойным юбилеем, потому что он сегодня продолжает отмечать 50-летие творческой деятельности.
В 71-м мы на оставшиеся 6 вечеров были прикованы к Октябрьскому. Все 4500 тысячи мест, на все 6 вечеров в зале, были куплены, И еще теперь мы уже непременно каждый вечер видели его и после концерта, у служебного.
Перелистываем план пребывания, 28 апреля среда 11-00 Музей истории Ленинграда с просмотром кинофильма о г. Ленинграде (Отечественная война). (Так же, как в случае с Разливом, никаких подтверждений нет.) Концерт. Октябрьский Зал
29 апреля четверг Осмотр Дворца пионеров им. Жданова (возможно посещение предприятия, фабрика музыкальных инструментов)
Школа десяти тысяч детей Но вернусь к тому, о чем я говорил; меня привезли посмотреть дворец, который раньше принадлежал царской фамилии, а теперь это школа для десяти тысяч детей, которые учатся рисованию, пению, музыке, игре на музыкальных инструментах, танцам и даже имеют свой собственный детский симфонический оркестр; это чудесно, правда. Да, меня это даже взволновало; мне так нравятся малыши, а если они еще и прирожденные артисты, тем лучше; они танцевали для меня, пели, а один девятилетний мальчик подарил мне свою картину, и из-за того восторга, который он испытал, рисуя для меня, я готов вставить этот картину в раму! И я повешу ее в моей студии, потому что, кроме всего прочего, она еще и очень хорошо выполнена. Мне было очень приятно познакомиться с этой школой, возможно, это было лучшее из того, что я видел, потому что Искусство – это Искусство, господа… ("Россия и я")
Добавить тут нечего. Бывший «Дворец пионеров» существует и сегодня, под другим названием – Дворец творчества юных - и хотелось бы ему пожелать устоять в нашей нынешней, тоже почти капиталистической реальности. Предположительное посещение фабрики музыкальных инструментов тоже состоялось. Вот, что пишет по этому поводу автор статьи "RAPHAEL, EN MOSCÚ Anécdotas de un viaje inolvidable": Когда РАФАЭЛЬ вернулся в МАДРИД, после месяца пребывания в РОССИИ, он очень спешил оказаться в своем комфортабельном жилище, словно его томила грусть по домашнему очагу, или там его ждал кто-то очень любимый... Возможно... Но нет. Вскоре мы обнаружили причину его поспешности: прекрасная балалайка, купленная в Ленинграде.
День, который в планах Госконцерта размечен не был, но у Рафаэля в эти дни состоялось еще одно мероприятие - запись интервью на ленинградском телевидении. Почему бы не предположить, что эта запись случилась именно 30 апреля, именно в эту пятницу.
Вела передачу ведущая ленинградского телевидения Раиса Байбузенко
I мая суббота Присутствие на первомайском параде Концерт
Неизвестно, присутствовал ли Рафаэль на нашем празднике - описание атрибутов праздника у него имеется только в связи с празднованием дня рождения Ильича.
Между тем,
погода начала налаживаться, а нам становилось все грустнее – последние
дни мы можем наслаждаться. Последние денечки он с нами. Мы еще, кажется,
не знали, что он вернется. Узнали немного раньше, чем объявило нам телевидение по окончании интервью, показанного 4 мая, но…
2 мая воскресенье 10-00 Поездка на "Ракете" по Неве в Петергоф на открытие
20-00 Концерт 23-52 Отъезд в Москву
Всю эту программу Рафаэль выполнил, но, наслаждаясь нашими красотами, грустил, оказывается, и он тоже: Кажется, опять вернулась хорошая погода, ведь эти последние дни было ужасно холодно; но сегодня Ленинград прощается со мной, вернее сказать, я прощаюсь с ним, такой же прекрасной погодой, как в день моего приезда: сегодня мой последний концерт здесь, в театре Оперы, и мне жаль, не знаю, но нам, артистам, бывает очень грустно покидать сцену, где нам оказали столь восторженный прием. Хоть я и знаю, что вернусь, что мои контракты на следующий год подписаны, всегда думается, по крайне мере я думаю, что, может быть, подобного уже не будет, приходится повториться. Последние дни я использовал для посещения Петродворца и Петропавловской крепости, был на дневном концерте, ведь по вечерам у меня свои, и завершил осмотр – ну, это так говорится - «завершил», потому что музей Эрмитаж невозможно осмотреть и за целый месяц. ("Россия и я")