40 лет фильму "Пусть говорят" в России . "Digan lo que digan” - 40 años después en Rusia Эта страница, наряду с «Планетой Диган» так же посвящается событию, сорокалетие которого мы, русскоязычные рафаэлисты, рафаэлисты бывшего Советского Союза, теперь России и разной отдаленности «зарубежья» отмечаем в этом году. Сорок лет назад, зимой 1970 года, фильм "Пусть говорят" вышел на экраны Советского союза. Событие это, в целом рядовое, оказалось экстраординарным для тех, кто с того момента, как впервые увидел этот фильм, услышал песни Рафаэля, оказался в плену обаяния этой Личности, его потрясающего голоса, его актерской харизмы. «Выйдя на экраны СССР картина завоевала сердца всех поколений. Пластинки и кассеты с песнями Рафаэля разошлись миллионными тиражами, его портреты из журнала "Кругозор" были у каждого советского меломана» - сказать это – это ничего не сказать Тогда, в семидесятые, фильм породил в нашем, очень идеологизированном и заорганизованном обществе целую волну неформальных объединений. Это были, в основном, кинозрители, которые встречаясь из вечера в вечер в разных кинотеатрах разных городов СССР, перезнакомились, объединенные жаждой общения с родственными душами,охваченными общей страстью, имя которой – Рафаэль. С тех самых пор, и до сегодняшнего дня, уже сорок лет сообщество это живо. Жизнь раскидала носителей этого чувства по городам и странам. Многие прожили жизни абсолютно далекие от юношеского своего кумира; жизнь других, и их немало, эта любовь изменила в корне. Но все мы сегодня здесь. И сейчас с благодарностью и нежностью вспоминаем те дни далекого 70 –го…. Февраль 1970 года. Многочасовые очереди в кинотеатр "Великан"
(теперь Мюзик холл)- кинотеатр первого экрана в Ленинграде того время. «Пусть говорят!»- начало. Первый просмотр, второй, сороковой, далее несчитано - более 300 точно, только в Москве на испанском раз 10. Но это позже, а пока постепенно замечаешь таких же, как ты постоянных страдальцев в зрительном зале. Потом понемногу знакомимся. Появляются среди нас умельцы-фотографы, и начало наших коллекций - снимки с экрана.
Причем основная задача - снять все 24 кадра в минуту, все - все! Нередки звонки такого рода - «В «Смене» (кинотеатр)- копия с пальчиком!» и бежишь снимать конец части, на которой еще не оборван момент, когда Рафаэль проходит вдоль решетки, ведя по ней пальчиком. Это вот перед этим моментом в саду. А этот кадр - уже начало другой части картины, другого рулона.
(Снимали с экрана в прошлом году; см. ниже) У некоторых энтузиастов имеются такие коллекции-пачки фотографий 6х9 толщиной в 10-15см, причем пачек таких штук 5-6,по-моему. Это был, действительно, весь фильм, собранный кадр за кадром, начиная с титров до надписи «Конец». Такое черно-белое кино!
Любопытная история из 72 года. Была тогда в наших рядах девушка. Она купила свою первую «Смену» (фотоаппарат) специально для того, чтобы снимать фильм. Научилась и проявлять, и печатать – все с нуля. Вот она-то и сделала этот самый черно-белый фильм. И даже довелось ей ознакомить с результатами свих трудов нашу чету. Перед самым отъездом Рафаэля и Натальи из Ленинграда с гастролей им удалось почти беспрепятственно пробраться в «Европейскую». Причем, спас их вышедший в холл Сам. Увидев, что девушек пытаются выставить, он заявил – «Эти сеньоры ко мне». И потом долго, с изумлением разглядывал запечатленные на фотографиях кадры фильма. Особенно его привлекли снятые также в подробностях сцены с Игнасио Киросом. Он показывал это жене, увлеченно рассказывая что-то про работу с этим замечательный актером.
Надо еще добавить, что этот дебют привел нашу героиню впоследствии, уже в наши дни, к собственной персональной выставке ее фоторабот в Союзе Театральных деятелей в С-Петербурге и в ее родном БДТ. И к изданию альбома ее фоторабот. http://video.yandex.ru/search.xml?text=%D0%9D%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3&where=all&id=7369683 http://video.mail.ru/mail/nikudri/623/ http://ulya5215532.ya.ru/posts.xml?tb=80&ncrnd=3955 И эта моя фотография, помнится, была сделана ею.
И, помнится, что это было в тот самый момент, когда мы на очередной посиделке нашей получили весть о том, что «Рафаэль будет гостем Ленинграда и Москвы» – кто-то позвонил и сообщил о том, что это напечатано тут, в Апрельской афише
http://lh5.googleusercontent.com/-Tfb4y2NmBhw/TamRU78E2dI/AAAAAAAA1XM/2NNq0Xr7ONE/s800/05%252520%2525D0%2525A1%2525D0%2525BE%2525D0%2525B2%2525D0%25259A%2525D1%252583%2525D0%2525BB%2525D1%25258C%2525D1%252582_03-04-71%252520%2525D0%2525B0%2525D1%252584%2525D0%2525B8%2525D1%252588%2525D0%2525B0.jpg Сорок лет прошло…... Недавно на очередном нашем сборе почти ни у кого не возникло заминки, когда нужно было правильно разложить пачечку старых черно-белых фотографий – кадров из фильма, штук в 30-40! Сорок лет прошло….. А будто и не прошло. Еще из недавнего - мы устроили просмотр любимого фильма «на большом экране». Первые кадры на экране, и, сами по себе руки потянулись к фотоаппаратам… 40 лет прошло?
Ладно, хватит пока. Остальное тут http://picasaweb.google.fr/galina.kuryleva/DigBol# и тут http://picasaweb.google.fr/galina.kuryleva/40# . Качество только плохонькое – наши современные цветные - цифровые приспособлены для этого меньше, чем старенькие «Смены». А рука – тверда. Глаз остер, память на генетическом уровне работает – доли секунды перед нужным кадром высчитывает. Причем, нас было несколько, снимавших. Вот еще один симпатичный раритет к теме « собрать все-все».
Эту тетрадочку, где от руки записаны все диалоги фильма, хранила все 40 лет Марина Соколова Привожу только первые странички
Остальные можно взять по этой ссылке http://picasaweb.google.fr/galina.kuryleva/4002# . Готовые субтитры, если возникнет желание или нужда сделать новую редакцию «Пусть говорят», можете не сомневаться – все точно до последней буквы. Недавно готовя эту тему, попросила я провести такое… исследование статистического плана. На форуме. Подсчитали кто, когда и в связи с чем…. Картина такова: Из 220 человек - познакомились с Рафаэлем на фильме – 132; нет данных – 34; всякие неконкретности, шутки типа - лично не знаком(а) – 25; на сайте - 4; подсадили друзья – 2, мамины пластинки - 12; телевизор – 2 (хотя тут тоже ж фильм. По телевизору – то). Итог – только 20 человек можно с полным основанием отнести к тем, кто просто в силу возраста не попали в основной контингент - молодому нашему пополнению. Но, и они тоже подпали под обаяние нашего фильма. Остальные - если уточнить разные неконкретности, восполнить отсутствующие данные в графе и расшифровать тексты - шутки типа - лично не знаком(а), думаю, скорее перейдут в первую группу.
Зима 70-го - это действительная дата Рождения Рафаэля для всех нас, в СССР. Поэтому мы, вслед за Маэстро, начали отмечать наш сегодняшний юбилей и пишем сегодня
"50 лет – 40 лет спустя". И так же планируем завершить празднование нашего сорокалетия в 2011 году, в те апрельские дни когда Рафаэль тоже впервые вышел на в СССР - сцену ДК Горького в Ленинграде. 40 abriles en nuestros corazones!
Тому лет сорок, как по трапу корабля Сошел на берег Рафаэль Гандиа. Его встречала вместе с Бланкой я, И сразу, с первой встречи, полюбила.
С экрана лился голос колдовской, Взгляд будоражил, словно черный кофе. Он подарил мне милый образ свой, На сердце отпечатал гордый профиль.
Мы бегали по двадцать раз в кино, «Пусть говорят!» - он вновь нам пел нам с экрана. Он мне открыл в Испанию окно, В мир Лорки, Кальдерона, севильянос.
Потом – пластинки, фото на обложках, толпа фанаток! Как он был любим! Быть может, допустила я оплошность, Что по стране не ездила за ним?
Внезапно занавес упал, и воцарилась Густая и глухая тишина. По чьей-то воле злой окно закрылось, И целый мир украли у меня!
За что? Зачем? Чего так испугались? Причины я не знаю до сих пор. От зависти к таланту догадались Перед любовью выстроить забор?
А он был там, за стенкой возведенной, Он жил, он пел, любил, детей рожал. Но свет любви, тем факелом зажженный, В душе моей все сорок лет пылал.
Да, интернет разрушил все границы, Заборы, стены, занавес поднял - Открылась сцена, замелькали лица, В театре мира Рафаэль играл!
Он стал другим за годы отлученья, Как зрелый плод, манящий, налитой, Который привлекает, без сомненья, И содержаньем, и природной красотой.
Мне эти песни в сердце проникали, переполняя счастьем до краев! Ведь пела в них душа самой Испании, И Рафаэля вечная любовь!
Как жаль, что к нам не милостиво время, как ни проси – нельзя остановить! Но верю, что в грядущих поколеньях Чудесный голос Рафаэля будет жить!
стихотворение Тамары Игнатовой
Затем был сентябрь 72, ноябрь 74, июнь 78 го…. Есть за что благодарить судьбу!!!
Но это все позже, а пока перейдем к воспоминаниям.
|