Мало-помалу пассажиры засыпают. Выключают свет. Становится прохладно. Я сплю и вижу сон, как мы приземляемся в городе моей мечты — Ленинграде…
(Н.Ф. «Мое путешествие…»).
Ленинград
17.09.72 — 23.10.72
Аэропорт Пулково, 17 сентября 1972 года.
Началось все 17-09-72 года, с раннего утра москвички, которые приехали на встречу, стали торопить меня. В 9-00 мы были в аэропорту Там уже толпились некоторые девушки, которые встали еще раньше. К 10 часам собралась толпа человек 50–60, если не больше. У главного здания аэропорта стояли 6–7 машин интуриста и несколько личностей, которые были уполномочены встретить сеньора. Мы стали организовываться. Самолет запаздывал на 30 минут. За это время мы успели нанять 26 такси, украсить цветами машину интуриста, договориться с личностями, в частности, с администратором Горьковского* о вручении всем приезжающим роз, которые накануне были куплены в Колпино. Затем выстроили толпу, которая оказалась весьма, к недоумению нашему, разномастной — появилось очень много несоюзных и неучтенных лиц, которые вели себя более чем агрессивно. Тем не менее, к положенному времени толпа стояла на тротуаре напротив главного здания и тихо ожидала появления кумира.
Неожиданно все машины интуриста снялись со своих мест и ушли на летное поле. Как потом стало известно, одно из наших такси прорвалось на поле тоже. Тогда вся эта толпа сорвалась с мест, и через несколько минут лавина разномастных машин рванула к выезду из аэропорта, затем, подъехав к железнодорожному мосту, все такси выстроились вдоль обочины в ожидании машины с Рафаэлем.
Было около 11 часов дня, когда я сказала своим девчонкам, что если он еще 30 минут не появится. то нужно ехать к гостинице. Вдруг, подняв голову, я увидела в черной новой, совершенно не украшенной, «Волге» лицо, затем, когда «Волга» обогнала нас, я увидела затылок, это был Рафаэль, и немедленно я завопила своему шоферу, чтобы он трогал, и на всем протяжении кричала из окна своим, чтобы они придерживались этой черной «Волги».
Машин 10–15 сорвались со своих мест и несколько оттеснили нашу в конец. Поэтому до самого начала Московского проспекта мы совершенно не видели его «Волги». Потом все-таки сумели догнать. Вдоль всего Московского проспекта шло в хвост и с боков его «Волги» машин 7–10 светло-салатного цвета новых «Волг». Время от времени то одна, то другая становились рядом, и он махал рукой девчонкам, которые все без исключения мотались по окнам своих машин и махали руками. «Волга» была с номером, по-моему, 72-39 ЛЕБ.
Он сидел посередине на заднем сидении. Слева от него была Натали, справа тоже, по-моему, какая-то женщина. Натали крутила головой, смеялась. Они время от времени переговаривались. Когда мы встали с левого боку, совсем рядом с его машиной, он не смотрел в нашу сторону, хотя Алла Иш. совершенно вылетела из машины и махала ему руками. Только через несколько секунд, когда Наташа постучала ему по плечу и указала на нас, он поднял голову, глядя на нашу уходящую назад машину. Через некоторое время нас снова оттеснили, и мы остались перед светофором, упустив машину окончательно.
Около 12 мы приехали к к Европейской, там собралась уже толпа, долго обсуждали вопросы кто, как, где его видел, и кому как он махнул.
Через 5–10 минут к гостинице подошла машина с Чобой, Сантьяго, Левиным и администратором Г, который пронес в гостиницу наши цветы. Их, конечно же, окружили, и шум после их ухода стоял еще долго, почему никто не заметил 2-ой машины, такси, кот. привезла Пако и Соледад. Девчонки передали для них (с Натали) конфеты. И на этом кончилось все до 4 вечера.
Отчет, написанный по горячим следам в 1972 году. *В тексте явная ошибка: видимо, все-таки не Горьковского Дворца Культуры, а Выборгского.
«Феномен Рафаэля» в Москве и Ленинграде, естественно, несколько иной, чем в остальных городах: здесь он превращается в безумие, в апофеоз! Публика постоянно в курсе того, что относится к работе певца, его турне, его частной жизни… Они знакомы с его последними записями, у них есть его последние фотографии, они наизусть знают слова Costumbres, Te estoy queriendo tanto… В аэропорту его встречает настоящая демонстрация с цветами и плакатами. Двери гостиницы «Европейская» постоянно заполнены людьми, которые надеются увидеть Рафаэля выходящим или входящим. (Из статьи «Феномен» Рафаэля глазами американца.» Lecturas, 1972.)
— cвидетельствует и Питер Гирдлре.
С первого приезда Рафаэля к нам прошел всего только год с небольшим, но этот год стал годом кардинальных перемен в его жизни — теперь он приехал к нам уже не один.
Кроме Наталии, Рафаэль привез нам свое совершенно новое лицо. Сильно похудевший, с длинными волосами, нам он показался еще краше, чем год назад.
В 17-30 этого же дня Рафаэль с Наташей на белой «Волге» с номером 62-34 ЛЕБ поехали в ДК «Выборгский»)
на наш первый ленинградский концерт.
В 1971–1972 годах Рафаэль записал два новых диска
«Algo más»
и «Volveré a nacer»
оба от Мануэля Алехандро.
Непонятно какими путями — не нынешнее время, ни интернета, ни даже почты нормальной, какая не ставила бы препоны и барьеры для получения посылок, — а только у нас уже были записи первого, вышедшего в 1971 году, «Algo mas».
Второй, «Volveré a nacer», сигнальный экземпляр, еще даже без обложки, мы получили из его собственных рук
Песни с этих дисков стали основой программы наших гастролей.
Зал ДК «Выборгский», это уже можно не оговаривать, переполнен. Конферансье передает бразды правления дирижеру. Концерт начинается.
Первые 30 фотографий этого альбома
любопытны тем, что воспроизводят как бы «видеоряд» первого отделения концерта. Фотографии были пронумерованы в соответствии с последовательностью кадров на негативе. Трудно теперь восстановить дату съемки; качество их и так не особенно хорошо, да еще и напечатаны эти мелкие — 9 х 12 фотографии были на тисненой бумаге, что тоже не радует. Но… до видео и даже до обычной в наши дни репортажной фотосъемки на безразмерные карты памяти было еще так далеко, а количество этих мелких, нашими «Сменами» снятых, фоточек велико и позволяет нам хоть немного вспомнить, восстановить прекрасные моменты блестящих концертов Рафаэля у нас в 1972 году
В завершение первого отделения концертов Рафаэль пел новую, с альбома «Algo mas», песню «Романтика Москвы»
Это сувенирно-реверансное творение Мануэля Алехандро — не самое лучшее из его творений, но нами оно было воспринято «на ура» и с благодарностью. Особенно в Ленинграде, когда на концерте 18 сентября
Услышали? С каким особым лукавым настроением начинает он тут петь, как заливается, предвкушая нашу реакцию, довольный приготовленным нам сюрпризом — «Ай, Ленинград, романтико Ленинград!».
Наша реакция — зал взвыл от неожиданности и радости — тоже слышна, несмотря на не самое лучшее качество звука. Немного огорчены были наши ревнивые московские подруги, ну да он позже все слегка поправил, пел попеременно то «Москва», то «Ленинград».
День 18 сентября они провели в гостинице. После всех этих перелетов — концертов, наверное, нужна была передышка. На концерт Рафаэль уехал в 17-45.
День 19 сентября группа Рафаэля посвятила приобщению к «нашему всему» — к Эрмитажу.
Некоторая ирония, которую тут, возможно, кто-то уловит, не случайна: «Посещение Рафаэлем одного из музеев живописи в Ленинграде превратилось в настоящий аттракцион», так подписана одна из фотографий в одной из испанских статей, посвященных нашим гастролям.
11 часов утра, гостиница «Европейская»
В синем костюме с молниями, коричневой рубашке и галстуке в горошек, с тросточкой, Рафаэль в сопровождении Натальи,
Пако, Соледад, Чобы, Олега и Анатолия Григорьевича
В 11-35 неподалеку от зала Испанской живописи они встретились с очень большим количеством нашего народа.
<
Не очень понятно, что все-таки в такой ситуации смогли увидеть в музее наши испанские гости, зато девчонки, уж точно, налюбовались своим любимым произведением искусства вдоволь, и фотографиями этого сюжета, наверное, можно заполнить небольшой музейный зал.
остальное можно посмотреть по ссылке
В 13-30 Рафаэль приехал в гостиницу, чтобы, пообедав и отдохнув, в 17-50 поехать на концерт.
В культурную программу следующего дня, 20 сентября, Госконцерт включил посещение пригородов Ленинграда: Пушкина и Павловска
Дворец в Пушкине прекрасен, особенно впечатляет его бело-зеленый фасад с украшениями, серыми статуями, и золотыми куполами с правой стороны здания, которые устремляются к небу и сверкают на солнце так, что могут ослепить глаза смотрящих.
(Н.Ф. «Моё пребывание в Ленинграде.»)
От этой поездки нам осталась замечательная серия фотографий, сделанных все той же Хуаной Биарнес:
«Какие волосы!» — вздохнул Рафаэль, глядя на эту фотографию на выставке, посвященной 40-летию его приезда к нам, в Санкт-Петербурге в 2012 году…
Какие были времена, вздыхаем мы, перебирая эти фотографии,
слушая записи тех лет.
Продолжим. В этот день состоялось еще и посещение музея.
Когда у царевича Павла родился сын, Императрица подарила ему соседнее владение, чтобы он мог построить там свой собственный летний дворец. И его назвали Павловск. Он был разрушен во время Второй Мировой войны и сейчас это единственное полностью отреставрированное историческое здание в СССР. Нам представляют «товарища» , которая руководила этими уникальными реставрационными работами. Мне рассказали, что когда Никсон недавно был в Советском Союзе, он спросил эту женщину, «что он может для нее сделать». Она ответила: «Постараться сделать так, чтобы никогда больше не повторились ужасы революции». И североамериканский президент ей ответил: «Я обещаю, что две великие державы — США и СССР сделают все возможное, чтобы избежать этого». (Н.Ф. «Моё пребывание в Ленинграде.»)
Без фотосессии и тут не обошлось, но здесь уже снимали не только Рафаэля, но и сам он немножко пофотографировал заинтересовавшие его сюжеты.
Вернулись в гостиницу в 14-20 (интересно, а вдруг часы отставали, или, наоборот, спешили?) и в 17-35 вместе с Натальей отправились на концерт.