Марио Камус изучал право, затем поступил в Официальную киношколу, закончил ее в 1964 г., сняв дипломный фильм "Пьянчужки" ("El borracho"), затем преподавал там же режиссуру.
"Случай Камуса" стоит особняком в испанском кино вообще и в "новом испанском кино", направлении молодых мадридских режиссеров, дебютировавших в 60-е гг, достаточно для франкистского режима, социально-ориентированными лентами в частности.Во-первых, потому что Камус ухитрился в первый же год своей профессиональной кинематографической деятельности снять две ленты. Фильм "Комедианты" ("Los farsantes") рассказывал о труппе бродячих артистов, о днях вынужденной безработицы во время Страстной недели, когда запрещены всякие зрелища, а "Юный Санчес" ("Young Sánchez") погружал зрителя в нелицеприятную действительность профессионального бокса. Мир спорта и театра стали распространенными сюжетами эзопова языка испанского кинематографа, позволяя режиссерам в иносказательной форме показывать лживую двойственную и продажную природу национальной жизни. Недостаточный интерес к серьезному, хотя и иносказательному анализу испанской действительности побудил Камуса обратиться к более популярным жанрам. Но и обращение к реалиям жизни страны в полицейском детективе "Умрет женщина", ("Muere una mujer"), и мелодраме о судьбах несовершеннолетних преступников "Неуместный визит" ("La visita que no tocó el timbre", успехом отмечено не было,что заставило режиссера окончательно окунуться в откровенно коммерческое кино и снимать музыкальные мелодрамы, принесшие ему огромную известность в Испании и за ее пределами, в частности у нас в стране. Только после смерти Франко Камус сумел вернуться к темам и сюжетам, волновавшим его в молодости. Коммерческое кино "отпускало" его не сразу; первая его работа "Дни прошлого" ("Los días del pasado")
http://www.youtube.com/watch?v=8NgemOyriJY
http://www.youtube.com/watch?v=0djj41LOSng
снятая без оглядки на цензуру история сельской учительницы, полюбившей скрывающегося в горах республиканца, еще отмечена романтической мелодраматичностью и перегруженностью метафорами. Но отдав прошлому дань, Камус погрузился в современность. Не то, чтобы действие его фильмов перенеслось в наши дни, нет, он продолжал разговор о прошлом, о том, что не смог поведать зрителю в годы своей молодости. Однако язык фильмов, по - буньюэлевски (Луи́с Буньюэ́ль Luis Buñuel) аскетичных и многозначных, не мог не привлечь внимания к кинематографу Камуса. Экранизация романа классика испанской литературы Камило Хосе Селы ( Camilo José Cela) "Улей" ("La colmena"), принес режиссеру приз Берлинского фестиваля, "Святые невинные"
("Los Santos Inocentes") http://huidadelmundanalruido.zoomblog.com/archivo/2009/05/17/los-Santos-Inocentes-.html
— Каннского
"Los Santos Inocentes" - iniciode una de las mejores peliculas españolas de todos los tiempos con un reparto insuperable. PACO RABAL
Успехом пользовалось и его нестандартное решение пьесы Лорки(Федери́ко Гарси́а Ло́рка, Federico García Lorca) "Дом Бернарды Альбы" ("La casa de Bernarda Alba").
В то же время ткань его фильмов мало-помалу начинает приспосабливаться к коммерческому кинематографу, чье положение все больше и больше упрочивается в Испании. И, если в "Тенях одного сражения" ("Sombras en una batalla") тема гражданской войны (Guerra Civil Española) и ее последствий, столь остро волновавшая некогда Камуса, еще присутствует в качестве некоего контрапункта к основной любовно-детективной коллизии, если мелодрама "Припавшие" еще слегка закамуфлирована под психодраму, то "Возвращение Койота" ("La vuelta de El Coyote")
http://www.youtube.com/watch?v=nTrUcizh5Ag — откровенный историко-приключенческий боевик на манер "Знака Зорро", например. Парабола судьбы заставила режиссера уже в преклонном возрасте вновь пойти на компромисс, на этот раз под влиянием цензуры уже не политической, но - экономической, зачастую куда более суровой..." http://arthouse-film.narod.ru/camus_mario.html
Вот такой, несколько по-советски назидательный, отчет о жизни и деятельности одного из ведущих кинорежиссеров Испании.
Несколько иной портрет Камуса представляет автор этого интервью, журналист Juan SARDÁ
«Кино должно быть носителем новой формы гуманизма» ("El cine debe ser portador de una nueva forma de humanismo")
- взятого у Мэтра в связи с выходом на экраны в 2007 году его нового фильма «Звездная поляна» (El prado de las estrellas)
«В 2007 году, пять лет спустя после его последнего фильма, Марио Камус возвращается с фильмом Звездная поляна, в которой рассказывается история о наведении мостов, которые должны объединить разные поколения жителей в сельской Кантабрии. Кстати, и здесь режиссер верен своей социальной теме и создает разрушительный портрет спекуляции.
Марио Камус (Сантандер, 1935) – элегантный, хорошо одетый мужчина, лаконичный – непростое чтение. Отмечен наградами Берлинале (Festival Internacional de Cine de Berlín) - "Золотой медведь" (Oso de oro) (за фильм "Улей" ("La colmena") (1982); премией Гойи за свой сценарий для фильма "Тень одной битвы" ("Sombras de una batalla") (1993). Эти фильмы можно считать его манифестом, в котором он утверждает свое отношение к имеющимся кино жанрам и провозглашает свое видение, свое право снимать, расследуя человека с его импульсами; утверждая ценность его, человека, настоящей, сиюминутной жизни. Его дебютный фильм - «The Charlatans» (1963), был снят, как аллегория классовой борьбы. С тех пор он сделал фильмы,«С восточным ветром» (Con el viento solano (1966) - история о мире цыган; «Птицы Баден-Бадена» Los pájaros de Baden Baden (1975), с акцентом на взаимоотношения поколений.
Известные экранизации Камило Хосе Селы (Camilo José Cela) "Улей" ("La colmena") и Мигеля Делибеса (Miguel Delibes) "Святые невинные" ("Los santos inocentes", 1984). В 90-е годы, в фильме «Тени одной битвы» (1993) рассказывал о об ЭТА (ЕТА баскская леворадикальная сепаратистская организация) в частности, и терроризме как таковом, или о сельской кантабрийской жизни в "Цвета облаков" ("El color de las nubes" (1997) - прямом предшественнике "Звездной поляны". В нем он представляет нам галерею очень узнаваемых образов…."
и фрагмент самого интервью:
- Пять лет без режиссуры – это долго...
- Я делаю фильмы, когда появляется возможность, но, я не чувствую той жажды делать их, как когда я был молод. Я надеюсь найти тему, но не ищу ее. К тому же у меня была сложная операция пару лет назад, которая меня выбила. Что до «Звездная поляны», то меня просто нашли продюсеры, которым очень хотелось снять фильм о Кантабрии. А у меня в голове крутилась история, которая вполне вписывалась в то, что они предложили мне. С этого все началось.
- За эти годы изменилось, ваше понимание профессии режиссера?
- Не очень. Я никогда не любил делать жанр, я всегда хотел сделать кино о человеке, максимально приближенное к его реальным заботам и чувствованиям. И мне нравится, что эта история – настоящая; о реальности, в которой мы живем.
- Можем ли мы сказать, что в этом фильме вы создали элегию по кантабрийской сельской жизни?
- Это звучит несколько претенциозно. Я собирался рассказать историю персонажей, которые принадлежат этому времени и ведут свою жизнь обычную жизнь.
-Показан – это так – конец одной формы существования, или, по крайней мере, одной формы понимания этого. Где та грань, за которой критика прогресса становится парализующей ностальгией?
- Я не противник прогресса, почему так. Не думаю, что нужно видеть только негативное. То, что критикуется, это бесконечно прогрессирующая, доминирующая жесткая спекуляция.
Всегда думал, что больше, чем вперед, человечество скорее движется по кругу – непрерывно совершая шаги и вперед и назад. Есть несколько концепций, о которых мы читаем в газетах,такие как «глобализация» или «рынок» - и это то, что нам подается как прогресс. Весь мир идет под этим знаменем. То, о чем идет речь – это – видеть, что стоит за этим.
-И что стоит?
-Страстное желание мирового господства со стороны немногих, кто скрывается за этими очень опасными, ошибочными определениями."
Полностью эту весьма содержательную беседу с Марио Камусом, можно прочитать здесь -
Esta primavera se celebra la décimo primera edición del Festival de Cine Español de Málaga, será entre el 4 y el 12 de abril 2008 y enesta edición se le entregará la Biznaga de Plata honorífica a Mario Camus.
В апреле 2008 года на 10 фестивале испанского кино в Малаге Марио Камусу был вручен почетный приз - серебряная жасминовая бутоньерка
Участвуют:
Director Mario Camus . Reparto Ana Belén . Maribel Martín . Mario Pardo . François-Eric Gerdon . María Luisa Ponte . Manuel Alexandre . MaryCarrillo . Charo López . Berta Riaza . Fernando Fernán Gómez . Francisco Rabal
"Con el viento solano" (1966) - фильм о жизни цыган, в котором снимались Vicente Escudero, Antonio Gades, Daniel Moya a la guitarra
Здесь - подборка разных видео Марио Камуса на Youtube:
|